Проект

программы патриотического проекта

«Я – Гражданин: Право. Ответственность. Действие»

Целевая аудитория: школьники старших классов (8-11 кл.) и студенты СПО/вузов. Продолжительность: 60минут.
Формат: Интерактивная лекция с элементами дискуссии, групповой работы и рефлексии. Минимум монолога, максимум вовлечения.
Цель: сформировать у школьников и студентов осознанное понимание гражданственности и патриотизма как активной позиции, личной ответственности и повседневных действий в контексте своей жизни, учебы и будущей профессии, сформировать у молодежи четкое понимание правовых границ, ответственности за противоправные действия, связанные с безопасностью государства и общества, и осознанное законопослушное поведение (в т.ч. в интернете).
Задачи:
·      Деконструировать стереотипы: развести понятия "патриотизм" и "национализм", уйти от клише к сути, рассказать о правовых аспектах, проблемах и последствиях поведения гражданина в обществе.
·      Сформировать личную связь: помочь слушателям осознать себя действующими гражданами здесь и сейчас.
·      Показать практическое измерение: раскрыть, как гражданственность и патриотизм проявляются в повседневной жизни, учебе, профессии, социальной активности.
·      Стимулировать рефлексию: побудить студентов задуматься о своей роли и возможностях.
·      Мотивировать к действию: дать импульс для осознанного включения в жизнь общества.
·      Ключевая идея: патриотизм – это не только про прошлое и символы, это про настоящее и будущее. Это осознанная гражданская позиция, ответственность и конкретные действия на благо своей страны, своего города, своей школы, своего университета, своего сообщества. "Я – Гражданин" – это активная, а не пассивная роль.

Структура и содержание (60 мин):
1.      Введение: от "Патриотизма" к "Гражданственности" (10 мин)
(Блок Мин. Иностранных Дел)
      Приветствие и актуализация (2 мин): 
"Что первое приходит в голову при слове "патриотизм"? (Быстрый опрос, запись ассоциаций на доске/флипчарте – флаги, военные, история и т.д.). Обозначение цели встречи: поговорить о патриотизме как о нашей повседневной роли – роли Гражданина.
           
Блок Совета молодых дипломатов
Рекомендуемые темы к разработке.
 
 
 
 
Разграничение понятий (5 мин):
           Кратко: Патриотизм (любовь к Родине) vs. Национализм (превосходство одной нации).
           Фокус на гражданский патриотизм: основанный не на этничности, а на общих ценностях, законах, ответственности перед сообществом и страной, где ты живешь и действуешь. Патриотизм = Гражданственность + Ответственность + Деятельность.
           Тезис (3 мин): быть патриотом сегодня – значит быть активным, осознающим свои права и обязанности Гражданином. "Я – Гражданин" – это самоидентификация и программа действий.
2.     Основной блок: Я - Гражданин: что это значит конкретно? (40 мин)
Права и обязанности: две стороны медали (15 мин):
Напоминание ключевых конституционных прав (на образование, труд, участие в управлении и т.д.) и обязанностей (соблюдать законы, платить налоги, защищать Отечество).
Акцент: права не существуют без ответственного исполнения обязанностей. Учеба – ваш главный труд и обязанность сейчас.
Ответственный гражданин - сильная Россия! (25 мин.):
1)    Участие в митингах: законность и ответственность (ст. 20.2 КоАП РФ, ст. 212.1, 212.2 УК РФ)
·       Законно: Участие в санкционированном властями митинге, проводимом с соблюдением заявленных целей, места, времени и правил.
·       Незаконно:
o   Участие в несанкционированном публичном мероприятии (митинге, шествии, пикетировании).
o   Нарушение установленного порядка проведения санкционированного мероприятия (например, выход за оцепленную зону, использование запрещенных средств (маски, предметы, могущие быть использованными как оружие), призывы к насилию или неповиновению).
o   Организация несанкционированного мероприятия.
·       Ответственность:
o   Участник: Штраф, обязательные работы, административный арест (ст. 20.2 КоАП РФ).
o   Организатор/Подстрекатель: Крупные штрафы, обязательные/исправительные работы, лишение свободы (ст. 212.1, 212.2 УК РФ).
·       Практический пример (Интернет): Группа в соцсети призывает прийти на "стихийный митинг" у здания администрации без уведомления властей. Участие в таком митинге, а также репост этого призыва с комментарием "Все идем!" могут быть расценены как административное правонарушение или даже соучастие в организации несанкционированного мероприятия.
2) Шпионаж и государственная тайна (ст. 275, 276 УК РФ)
·       Законно: Изучение открытых источников информации, уважительное отношение к государственной тайне.
·       Незаконно:
o   Сбор, похищение, хранение с целью передачи иностранному государству, организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну.
o   Передача таких сведений.
o   Шпионская деятельность в пользу иностранного государства.
·       Ответственность: Лишение свободы на длительный срок (до 20 лет).
·       Практический пример (Интернет): Студент, работающий над проектом с элементами НИОКР, по просьбе "интернет-друга" из другой страны (под видом научного сотрудничества) фотографирует и пересылает через мессенджер фрагменты документа с грифом "Для служебного пользования". Это может быть квалифицировано как шпионаж.
3) Оправдание нацизма и реабилитация нацизма (ст. 354.1 УК РФ)
·       Законно: Изучение истории ВОВ с научных и просветительских позиций, осуждение нацизма.
·       Незаконно:
o   Отрицание фактов, установленных приговором Нюрнбергского трибунала.
o   Одобрение преступлений, совершенных нацистской Германией и ее союзниками.
o   Распространение заведомо ложных сведений о деятельности СССР в годы ВОВ.
o   Публичное осквернение символов воинской славы России (например, Знамени Победы).
·       Ответственность: Крупные штрафы, обязательные работы, исправительные работы, лишение свободы (до 5 лет). При публичном распространении (включая интернет) или с использованием СМИ – наказание строже.
·       Практический пример (Интернет): Пользователь в комментариях под постом о ВОВ пишет: "Гитлер не так уж и плох, он боролся с коммунизмом" или "Холокост - выдумка". Размещение мема, оскверняющего Георгиевскую ленту или Знамя Победы. Все это подпадает под действие ст. 354.1 УК РФ.
4) Терроризм и экстремизм (ст. 205, 205.1, 205.2, 205.5, 205.6 УК РФ; ст. 20.3, 20.29 КоАП РФ)
·       Законно: Активная гражданская позиция в рамках закона, сообщение властям о подозрительных действиях.
·       Незаконно:
o   Терроризм: Совершение взрыва, поджога, захвата заложников с целью дестабилизации общества, устрашения населения, воздействия на власть. Финансирование терроризма, обучение террористической деятельности, организация террористического сообщества/организации.
o   Экстремизм: Публичные призывы к терроризму или экстремизму, возбуждение ненависти/вражды по социальным, расовым, религиозным и др. признакам. Публичное демонстрирование нацистской символики или символики экстремистских организаций.
·       Ответственность: От крупных штрафов до пожизненного лишения свободы (за терроризм). За экстремизм – от штрафов до лишения свободы.
·       Практические примеры (Интернет):
o   Терроризм: Пересылка даже небольшой суммы денег через интернет-кошелек на счет группы, признанной террористической. Публикация инструкции по изготовлению взрывного устройства "для защиты своих прав". Распространение сообщения с угрозой взрыва школы "в шутку".
o   Экстремизм: Размещение в соцсети свастики или символа запрещенной организации. Видео с речью, призывающей к насилию против определенной национальной или религиозной группы. Комментарий с оскорблениями группы людей по признаку вероисповедания, подстрекающий к агрессии.
5) Ключевые принципы ответственного поведения в Интернете:
  1. Проверяй источник: не распространяй непроверенную информацию, особенно связанную с безопасностью.
  2. Думай перед публикацией: твои слова и картинки в сети имеют реальные последствия. Не призывай к насилию, ненависти, экстремизму и терроризму.
  3. Знак символы: не публикуй и не используй запрещенную символику (нацистских, экстремистских организаций).
  4. Не участвуй в провокациях: не вступай в агрессивные обсуждения, не распространяй призывы к незаконным акциям.
  5. Сообщай о подозрительном: если видишь в сети призывы к терроризму, экстремизму, оправдание нацизма, распространение гос. тайны – сообщи на платформу и в правоохранительные органы (можно анонимно, например, через сайт МВД или ФСБ).
  6. Помни: Патриотизм – это любовь к Родине и уважение к ее законам. Осознанное соблюдение правовых норм – вклад каждого гражданина в стабильность и безопасность России. Будь бдителен, будь ответственен, будь законопослушен!
 
3. Заключительный блок: Гражданственность в повседневности (обсуждение) (10 мин):
Данный блок подразумевает выбор любого задания в зависимости от аудитории.
1) Задание группам (работа в мини-группах 3-4 чел.): "Как слушатель-гражданин может проявлять свою гражданственность и патриотизм прямо здесь, в стенах школы или вуза и в своей повседневной школьной или студенческой жизни?" (3 минуты на обсуждение).
Примеры направлений для мыслей (озвучить после начала работы групп, если будут трудности):
- учеба (качество, честность, вовлеченность).
- отношения (уважение к одноклассникам, сокурсникам, преподавателям, персоналу; толерантность).
- школьная и университетская среда (бережное отношение к имуществу, участие в субботниках, инициативы по улучшению).
- волонтерство (внутри школы, вуза и за их пределами).
- информированность и критическое мышление (анализ новостей, дискуссии).
- экология (раздельный сбор, экономия ресурсов).
- здоровый образ жизни (ответственность за себя – часть ответственности за общество).
Презентация идей групп (5 мин): по 1 ключевому пункту от группы. Ведущий обобщает, связывает с понятиями ответственности и пользы для сообщества.
2) Будущая профессия как служение: (8 мин)
Как ваша будущая специальность (врач, инженер, учитель, программист, экономист и т.д.) связана со служением обществу и развитием страны?
Резюме: Качественная работа на своем месте – мощный акт гражданственности и патриотизма.
3) Преграды и возможности: как быть активным гражданином?
Мини-дискуссия (5 мин): "Что мешает нам, молодым людям, быть более активными и включенными? Что помогает?" (Апатия, неверие в результат, нехватка времени/информации; vs. доступность информации, школьные и студенческие объединения, волонтерские платформы, поддержка инициатив в школе и вузе, личный пример).
Инструменты и площадки (3 мин): краткое обсуждение возможностей здесь и сейчас:
* Школьное, студенческое самоуправление, советы, клубы по интересам в школе или в  вузе.
* Волонтерские центры школы, вуза и города (экология, помощь детям/пожилым, события).
* Гранты и конкурсы на молодежные проекты.
* Правовые клиники (если есть в вузе).
* Платформы обратной связи (официальные сайты, "Госуслуги").
Главный посыл: Начинать можно с малого – быть честным, ответственным, помогать рядом стоящему, интересоваться происходящим.

Заключительное слово (2 мин): призыв к действию и рефлексия:
Резюме ключевых мыслей:
1) "Я – Гражданин" – это активная позиция, ответственность, действие.
2) Патриотизм – это любовь, выраженная в делах на благо своего сообщества и страны.
3) Ваша учеба, ваше поведение, ваши будущие профессии – это ваш вклад.
4) Возможности для действия есть всегда, начинать можно с малого.
Финал-рефлексия:
Вопрос аудитории: "Одним предложением или словом: что вы возьмете с собой из сегодняшнего разговора? Что для вас теперь значит "Я – Гражданин"?".
Заключительное слово: благодарность за участие. Подчеркнуть, что осознанная гражданственность – это путь, и первый шаг – это уже действие. Пожелание успехов в учебе – их первом серьезном гражданском поступке. Указание на ресурсы (сайт школы, студсовета, волонтерского центра и т.д.).

Методы и технологии:
Интерактивные: Мозговой штурм, групповая работа (малые группы), дискуссия, мини-опросы (устные/письменные), рефлексия.
Наглядные: Флипчарт/доска для записи идей, краткая презентация (только ключевые тезисы, визуалы – символы, фото активистов/волонтеров, схемы), возможно короткое (1-2 мин) вдохновляющее видео о молодежных инициативах (если точно впишется по времени).
Коммуникативные: Диалог, открытые вопросы, активное слушание.
Необходимые ресурсы:
Аудитория с возможностью работы в мини-группах.
Флипчарт с маркерами или доска.
Проектор и экран (для презентации/видео, если используется).
Микрофон (для большой аудитории).
Раздаточный материал (опционально): Листы А4 для групповой работы, ручки; карточки для финальной рефлексии.
Доступ к интернету (если используются онлайн-опросы).
Критерии успеха:
Активное участие школьников и студентов в обсуждениях и групповой работе.
Конкретные примеры гражданских действий, предложенные самими слушателями.
Сдвиг в понимании патриотизма от абстрактного/символического к конкретному/деятельностному.
Положительная обратная связь (вербальная или через рефлексию) о личной сопричастности.
Запросы на дополнительную информацию о возможностях участия.
Вариативность:
Для "сложной" аудитории: усилить основной блок, использовать больше провокационных вопросов, кейсов из реальной жизни.
Для "активной" аудитории: дать больше времени на групповую работу, поставить задачу разработать мини-проект (идею) для школы, вуза/города, усилить блок про инструменты и площадки.
Короче/Длиннее: легко адаптируется, сокращая или углубляя групповую работу и дискуссию.
Этот проект фокусируется на активной, осознанной и практической составляющей патриотизма, что гораздо ближе и понятнее современным студентам, чем абстрактные лозунги. Удачи в реализации!